Сб, 23.11.2024, 04:01
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Информация | Регистрация | Вход
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
2014 [2]
Экспедиции клуба "Арабика" в 2014 году
2013 [1]
2011 [4]
2010 [4]
2009 [1]
2008 [0]
2007 [3]
2006 [0]
2005 [0]
2004 [0]
2003 [0]
2002 [0]
2001 [0]
2000 [0]
1999 [2]
1998 [0]
1997 [0]
1996 [0]
1995 [0]
1994 [0]
1993 [0]
1992 [1]
1991 [0]
1990 [1]
1989 [2]
Поиск
Ссылки
  • Красноярская спелеология
  • Комиссия спелеологии и карстоведения РГО
  • Сайт УСА
  • Спелеология — Википедия
  • Архив Cavers Mailing List
  • Израильская спелеология
  • Статистика

    Онлайн всего: 2
    Гостей: 2
    Пользователей: 0
    Главная » Информация » История » 2010

    п. Снежная зима 2009-2010
    Вторая экспедиция проекта по очистке
    карстовой системы Снежная – Меженного - Иллюзия

    О проекте

    Пещера Снежная, расположенная на Западном Кавказе в одном из отрогов Бзыбского хребта, в пятнадцати километрах от абхазского села Дурипш, была открыта в 1971 г. спелеологами МГУ. Через десять лет исследований Снежная была пройдена до глубины 1335 м., в 1984 г. с ней соединили найденную за три года до этого пещеру имени С.Меженного, а в 2007 г. – пещеру Иллюзия. Глубина карстовой системы Снежная-Меженного-Иллюзия составила 1753 м. После экспедиции А. Дягтерева в декабре 2008 – январе 2009 г., когда был пройден завал Метростроя и открыто озеро А. Морозова, ставшее новым дном Снежной, официальная глубина системы – 1764 м.
    Проект по очистке системы, разработанный клубом спелеологов МГУ при участии специалистов МГУ, при поддержке Русского Географического Общества, осуществляемый под контролем Государственной Экологической службы Республики Абхазия, был начат летом 2009 г.
    В результате межклубной экспедиции 25 июля – 30 августа 2009 г. под руководством Мазиной Светланы Евгеньевны (КС МГУ) была произведена очистка пещеры Иллюзия до глубины 700 м., вход Снежная – до глубины 110 м. и частично до 400 м., также был очищен зал Победы (-700 м.).
    С 19 декабря 2009 по 11 января 2010 года прошла вторая межклубная экспедиция, в цели которой входила проверка результатов очистных работ летней экспедиции, продолжение работ по реабилитации экосистемы пещеры и разработке методов восстановления подземных экосистем, продолжение очистных работ в зале Победы, исследование состояния экосистемы пещеры на участке ниже зала Победы, а также трассирование вод пещеры.
    Все поставленные задачи успешно выполнены. Произведена окраска меженных и паводковых вод пещеры, сняты показатели скорости и расхода воды на разных участках системы. Также продолжено оборудование пещеры приборами для измерения микроклиматических параметров, сняты первые показания с приборов, оставленных в августе 2009 года. Убрана половина мусора в залах Ожидания и Глиняном завале, продолжена очистка в пещере Меженного (в Сахалинской галерее осталось не более трех мешков мусора). Проведен уникальный эксперимент по очистке от спор микромицетов зала Победы. О его результатах будет известно чуть позже.
    В зимней экспедиции принимали участие спелеологи из Москвы, Хабаровска и Иркутска.

    Краткий очерк зимней экспедиции. Воспоминания участника

    ..Вертолет поднимается над Дурипшем, внизу плывет сетка дорог, участки, домики. Все ближе становятся горы, вот появилась знакомая Турецкая Шапка, сейчас она заснежена. Позади нее под низкими серыми тучами – острые пики Большого Кавказа.
    Вертолет зависает над седловиной на Раздельном хребте, мы выбрасываем трансы, прыгаем сами, падаем, прикрываем лица от режущего ветра. Крутится снежный вихрь, рокот винтов поднимается, отдаляется… Ну вот и все, два дня томительного ожидания летной погоды позади, заброска завершена.
    По координатам отыскиваем вход в Иллюзию, расчищаем. Навеска там уже есть. Быстро переодеваемся, упаковываем в гермомешки и транспортники поверхностную одежду и ботинки – это останется на дне входного колодца до нашего возвращения. Берем по три-четыре мешка – и вниз. До свидания, солнце, синее небо и белые горы…
    Все идет по плану: первая ночевка на дне Иллюзии, на -700, следующую стоянку устраиваем в Сахалинской галерее, что уже в пещере Меженного.
    Перед галереей нас ждет лаз Марса - основное препятствие на этом отрезке пути. Проходим его в соответствии с методикой, которую Светлана изложила заранее – вчетвером укладываемся друг за другом в узости, один человек подает мешки в лаз, мы проталкиваем их друг другу, а товарищ за лазом принимает. Дело двигается быстро, и вот уже все трансы за узостью, а следом пролазим и мы сами. Выходим в небольшой зальчик, отдыхаем, курим, обмениваемся впечатлениями, шутим. До лагеря осталось совсем немного – меандр, завал, и вот она, Сахалинская галерея. Лагерь очень комфортный – сухо, прекрасная ровная площадка с песочком, рядом водокап.
    Мы уже выбились из суточного ритма, и третий переход начинаем в 2 часа ночи. Сегодня нужно дойти до зала Победы. Позади остается зал Юпитера, меандры, по дну которых гремит река Меженного, и мы выходим к месту соединения Меженного и Снежной. Это узкий ход в завале, на дне вода, некоторые глыбы качаются. Опять устраиваем трансмиссию. Воды мало, это хорошо. Товарищи вспоминают, как ходили сюда летом – смычка тогда была полностью затоплена.
    В зал Победы приходим через одиннадцать часов после начала выхода, все порядком устали. Проводим очистку от микромицетов. Устраиваем полудневку: шесть часов спим, потом едим и спим еще четыре часа. Становится получше. Пока собираем трансы, Светлана обходит зал, оценивает результаты летней уборки.
    С Пятого завала спускаемся прямо на реку. Теперь мы почти все время будем двигаться по воде. Перекат, спокойная вода, уступ, небольшой водопадик, водобойная яма, все бурлит, пенится. Стоишь над таким уступом, прыгать не хочется – в воде то и дело торчат каменные перья, распорешь гидру или сапог. Начинаешь ползти по стенке или в распоре, один транспортник за спиной, другой на трансрепе, касается воды. Река очень красива. Вода прозрачная, бегут блики от фонаря, блестит на дне темная окатанная галька. Мокро отсвечивают стены каньона, видно множество боковых притоков. В некоторых из этих ответвлений, возможно, еще никто не был, все ведь идут на дно. Стены причудливо источены, кое-где в уступах-чашах стоит вода после паводков. Натечки не заметно, она где-то выше, где галерея не затапливается.
    Вот и Шестой завал, за ним – зал Дольмена. Здесь тоже лагерная площадка. Очень тихо, даже реки не слышно. А вот и достопримечательность этого зала, давшая ему такое название – две гигантские вытянутые глыбы, на которых лежит третья, образуя мегалитическое сооружение, подобное грандиозным воротам.
    После зала опять река, и скоро мы выходим на Седьмой завал, над которым находится зал Ожидания. Здесь устраиваемся на очередную ночевку. Зал очень замусорен, в каждой щели между камнями - банки, старый полиэтилен, обрывки веревок, какая-то гниль. Примерно так же, только еще хуже, выглядел зал Победы до лета 2009 г. Пока мы устанавливаем лагерь и готовим еду, Светлана начинает уборку.
    Утром обычные сборы, напяливание гидрокостюмов, комбезов, железа, потом берем мешки, пробираемся по завалу. Навеска, переход, следующая навеска. По стене поливает вода, надеваем обтюраторы, спускаемся, слышен рев реки. Вот и перила, навеска прямо к воде. Вчера, сразу после перехода, ребята забросили сюда два модуля, чтобы с утра поменьше нести из лагеря, по неосторожности положили их рядом с водой на камень посреди потока, и поднявшаяся за ночь на три метра река унесла оба мешка.
    Мы все подавлены. Пропала еда, газ, батарейки. До нашей цели – зала Икс – еще как минимум два перехода. Когда спадет вода – неясно... Мы возвращаемся в лагерь, думаем, как быть. Высказываются разные мнения – начиная с того, что нужно прямо сейчас сворачивать всю работу и уходить в зал Победы, а оттуда наверх, и заканчивая тем, что нужно перестать есть, ждать конца паводка и затем бежать в зал Икс на сэкономленных продуктах. Светлана принимает решение ждать спада вода, искать модули и затем двигаться дальше докуда сможем дойти. Собственно, продуктов у нас изначально было с запасом – на модуль больше максимального времени нахождения в пещере, к тому же в каждом модуле был небольшой избыток, из которого можно было выделить еще 7 человеко-дней еды при облегченной раскладке.
    Ждем около суток, убираем мусор, совершенствуем лагерные площадки, выравнивая их мелким щебнем. Когда паводок стихает, выходим и довольно скоро находим обоих «утопленников». Гермомешки затекли, и некоторые продукты, в особенности сухари, сильно попорчены, но основная часть цела.
    ..Мы – в Гремячем зале. Отсюда рукой подать до Глиняного завала, где планируется стоянка перед последним броском до зала Икс. Ревет река, сразу после зала – водопад метров пять, веревка приходит прямо в озеро. Уровень воды повышен. Скатываешься на спусковине, глубоко, до дна не достать, да еще сносит течением. Начинаешь бултыхаться, опираться на мешки, выстегиваешься на плаву, и тебя сразу уносит на перекат. Хватаешься за камень, выбираешься на мелководье. Теперь можно идти дальше.
    По реке доходим до водопада. Вода с огромной скоростью несется по прямой галерее, чтобы через несколько метров повернуть под прямым углом и сорваться в колодец. Между стен треплется потертая веревка перил. Сперва отправляешь по ней трансы, товарищ впереди на уступе принимает и передает выше, на навеску; затем пристегиваешься двумя страховочными усами и плывешь, перехватывая веревку. Можно и не перехватывать – течением и так принесет к водопаду.
    После спуска – вновь путь по реке, много уступов, облазим по стенам, кое-где висят веревки. Запоминается одно место, где река делает резкий поворот, и часть воды бурлит и уходит под стену в какую-то щель. Нужно пройти через этот зигзаг и перебраться на другой берег каньона. Очень неприятно. Перед тем, как лезть в воду, отстегиваю от дельты трансреп – если транс и утянет под стену, то хотя бы без меня.
    Спускаемся с Рекордного водопада – тот же грохот, водяная взвесь, шквальный ветер. Дальше широкая живописная водная галерея, кое-где проплывы, песчано-галечные пляжи, спокойная вода. И наконец-то Глиняный завал, наверху которого, соответственно, Глиняный зал. Отдыхаем, потом готовим праздничный ужин, встречаем Новый год и через несколько часов выходим дальше.
    Впереди самая трудная часть дороги – длительные проплывы, Аквашкуродер, Ревущий каскад и в заключение водопад Олимпийский. Больше всего опасаемся нового паводка. В лагере на Глиняном завале остаются двое ребят. Это наш тыл, наша страховка. Светлана назначает контрольный срок через четыре дня.
    Река выписывает зигзаги; глубоко, но течение не сильное, и даже почти нет шума. Кое-где натянут репшнур в виде перил. Плывем, придерживаемся. Опять мелкие завалы, навеска. Выходим к узкому щелевидному ходу, в нем стоит вода, дна не видно, сплошная зеленоватая чернота внизу - Аквашкуродер. Идем в распоре, затем потолок понижается, надо снова плыть. Вновь завал, река, уступы, всякое лазание и потом навеска, переходящая в троллей. Грохочет водопад, падает в двадцатиметровое озеро Алого паруса. Встегиваешься в веревки троллея, летишь над озером, любуешься водопадом – величественная картина. Из озера вытекает река и прыгает по уступам, которые следуют все чаще.
    Начинается Ревущий каскад. Навески почти нет, все проходится скально. Стараемся идти вместе, не растягиваться, помогаем друг другу. Каскад заканчивается завалом и залом ИГАН. Издалека замечаем огоньки - это отряд Александра Дягтерева, они возвращаются со дна. В этом году им не повезло – из-за сильного паводка, затопившего зал Икс, потеряли часть снаряжения, работа была сорвана, пришлось срочно уходить. Их рассказ заставляет нас изменить планы - вместо того, чтобы переночевать в Иксе, решаем поставить лагерь в ИГАНе. Уточняем дорогу, затем отряд Александра уходит наверх, а мы ставим палатку на освободившейся площадке, обедаем и идем дальше вниз. С четверть часа по реке, по завалу, и вот уже навеска рядом с Олимпийским водопадом. Спускаемся прямо в зал Икс.
    «Самый большой в Снежной и до сих пор таинственный», - говорится про этот зал в одном из описаний Пещеры. Его длина 220 метров, ширина – 70, высота – 50 метров. Огромная котловина, потолка не видно, дно – завал, затянутый песком и глиной. Видим лагерную площадку – ровное место, песок, между какими-то стойками натянут репшнур. Светим по сторонам, замечаем на склоне почти под самым потолком транспортные мешки. Видимо, там еще одна лагерная площадка, которая не затапливается. Кругом мелкие дюны. Падающие с потолка капли выбивают в песке и глине причудливые узоры. Пейзаж – как на другой планете. Река отдалилась, даже водопада не слышно. Плещется где-то рядом ручеек, пропадает среди камней. Пора возвращаться в лагерь, отдохнуть перед дорогой наверх. Светлана берет последние пробы, и мы поднимаемся в ИГАН.
    Утром мы замечаем, что вода в реке стала выше. Светлана решает день подождать – во время паводка Ревущий каскад может быть непроходим. В зале стоит сильный туман, он производит зловещее впечатление. Вчера этой мглы не было. Едим, спим, пьем чай, смотрим на воду. Все нервничают, близится контрольный срок, хочется поскорее выйти к Глиняному завалу. Когда вода немного спадает, стартуем наверх.
    В пути нас застигает паводок. Каскад пройден, но впереди еще глубокие проплывы. Река поднялась на полметра, помутнела, течение усилилось, отбрасывает, плыть с мешком почти невозможно. А если вода продолжит подниматься? Очень опасно, лучше подождать. По боковому притоку мы выбираемся на верхний этаж, там галерея, в которой до нас вряд ли кто-то был.
    Первопрохождение в Снежной, потрясающе!.. Мы долго ходим, лазим, оглядываемся, жалеем, что нет с собой топонабора. В галерее много боковых ходов, отвилков, куда мы едва заглянули. Здесь еще смотреть и смотреть. Чистые камни, тонкие полупрозрачные сталактиты и сталагмиты в нишах на стенах. Под ногами хрустят кальцитовые чешуи, которыми покрыто, кажется, все вокруг. Глядя на обилие этих вогнутых, похожих на кораллы, образований, мы придумываем название месту – Рифовая галерея.
    Затем присматриваем место для ночлега, выкладываем из камней площадку. Один транспортник потерян на каскаде, в нем были палатка, спальник, горелка, все продукты. Растягиваем репшнур, накидываем изофольгу, внутрь этой палаточки кладем коврик, пластиковый комбез, гермомешок, пустой транс, забираемся сами и накрываемся уцелевшими спальниками. Как жаль, что нет карбидки! Сейчас ее живой огонек очень пригодился бы.
    Ждем, стараемся беречь тепло. Спать не получается, холодно. Так, дремлем урывками. Ходим смотреть уровень воды – через несколько часов она перестала подниматься и понемногу отступает.
    Ждем еще. Мы уже двенадцать часов на завале. Наконец, решаем попытаться дойти до лагеря в Глиняном зале. Не получится – вернемся и будем ждать дальше.
    За несколько часов добираемся до лагеря. Вода высокая. Мы измотаны, последний раз ели часов семнадцать назад, порядком замерзли на проплывах, у кого затекли манжеты, кто хлебнул через обтюратор на водопадах. Товарищи встречают нас, помогают снять железо и гидрокостюмы, подносят кружки с горячим чаем.
    Плохо, что потеряна одна палатка, в оставшейся нам всем тесно. На обратном пути во время ночевок приходилось снова растягивать репшнур, вешать изофольгу. Выясняется, что в сухих лагерях даже без палатки спать довольно комфортно. Впрочем, обратно мы шли быстрее.
    Из Глиняного завала сразу дошли до зала Победы, а оттуда сделали рывок в лагерь-700 в Иллюзии. На следующий день наша задача – дойти до лагеря-110, оттуда один человек выскочит на поверхность и вызовет вертолет, и если будет подходящая погода, то мы сразу понесем мешки наверх.
    Нам везет – погода отличная. Поднимаемся от лагеря-110, здесь трудное место – ступенчатый узкий ход, таскание по которому транспортников отнимает много времени.
    ..И вот снова синее небо, ослепительный снег, солнце. Словно и не было шестнадцати дней под землей. Совсем тепло, даже руки без перчаток не мерзнут. Опять делаем тропу на хребет, спешно переносим на посадочную площадку трансы. По телефону нам сообщают, что вертолет уже вылетел, просят указать направление ветра. Неподалеку от кучи мешков подготовлены два изодранных резиновых сапога и баллон с бензином.
    Вот он, вертолет! Вспыхивают сапоги, дыма мало, но ветра, в общем-то, нет. Перекидываем по цепочке трансы, сейчас их гораздо меньше, чем при заброске, забираемся сами, и вертолет взмываем над горами. Снова море вдали, улицы Дурипша, знакомое поле ипподрома.
    Снижаемся, ветер от винтов пригибает и треплет траву, пляшут в воздухе осенние листья. Снова молниеносная выгрузка, и вертолет уходит в сторону Сухума. Прыгаем по траве в теплых куртках, в бахилах. На ботинках и мешках еще не растаял снег. Вот и все, мы вернулись.
    Я смотрю на горы, на белую зубчатую стену вдали. Вот там мы только что были, всего час назад ползли по веревке в последнем колодце. Я смотрю на горы, и почему-то становится печально. Мы сделали все, что планировали, экспедиция прошла в прекрасной дружеской обстановке, и даже во время паводка, которого зимой никто не ожидал, мы отделались только палаткой и спальником. И мне грустно оттого, что все закончилось. Мне будет не хватать этих дней, этого отряда и самой Пещеры.
    Но через полгода следующая экспедиция. Проект по очистке только начинается. Мы вернемся! До свидания, Снежная…

    Базарова Е.

    Категория: 2010 | Добавил: romash-ka6200 (02.06.2010) | Автор: Базарова Екатерина
    Просмотров: 1572 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Сделать бесплатный сайт с uCozCopyright Arabika © 2024